Детский врач
Детский массаж и ДЦП
8(495)509-70-22, 8(903)752-80-05
Русский   English

Заболевания

Задать вопрос врачу

Проблема или вопрос:

Как с Вами можно связаться:

Введите символы с картинки :

Особенности двигательного развития ребенка первого года жизни

>Часто в своей медицинской практике мне приходится сталкиваться с проблемой неадекватной оценки двигательного развития ребёнка первого года жизни. Например, одна мама говорит, что её малыш в 9 месяцев ещё не сидит и это она считает нормальным, так как, по её словам, у соседей по лестничной клетке тоже не сидит в этом возрасте. Значит у нас как у всех, всё нормально. Другая мама говорит, что у них малыш в 3 месяца уже стоит, держась за кроватку. В этом случае родители довольны преждевременным развитием ребёнка и очень счастливы. Но позволим задать себе вопрос: “Правильно ли это? Почему один ребёнок в 9 месяцев ещё даже и не думает сидеть, а другой уже стоит?”

Эти два случая взяты из реальной жизни. И в том и в другом случае родители не проявляют беспокойства. А ситуация на самом деле очень опасна для дальнейшего развития ребёнка. Но чтобы это понять сначала я немного расскажу о двигательном развитии ребёнка до года.

Схематично развитие ребёнка по результатам становления двигательных навыков можно разделить на 4 периода.

  • 1-3 месяца, ребёнок держит голову
  • 3-6 месяцев, ребёнок сидит
  • 6-9 месяцев, ребёнок стоит у опоры
  • 9-12 месяцев, ходит без опоры

Это является неоспоримой нормой, которая была нормой в течение всей жизни человечества. Ну а теперь подробнее об этом.

И так, что мы видим у ребёнка первого месяца жизни. В норме ребёнок лежит как бы в позе эмбриона, ручки согнуты во всех суставах, крошечные пальчики сжаты в кулачки и приведены к туловищу. Ножки так же согнуты и слегка отведены в бёдрах. На любой внешний раздражитель реагирует всем телом, движения носят хаотичный характер В положение на животике голову может приподнять на несколько секунд, затем она падает на кроватку.

В течение второго месяца сгиба тельные установки в конечностях начинают уменьшатся, появляются активные движения. Начинает отводить ручки в стороны, разжимать кулачки, поворачивает голову в стороны. Лёжа на животе, может удерживать голову дольше, следит за предметами. Если взять и держать малыша вертикально на весу, то он сгибает ноги во всех суставах. Если его поставить, то он опирается на ножки, если наклонить вперёд, то он будет совершать шаговые движения. Но это совсем не значит, что ребёнок может стоять в этом возрасте и ходить. Это всё безусловный рефлекс, называемый автоматической походкой новорождённых. Реакция опоры и ходьба исчезают к 1-2 месяцам. А вот у малышей с внутричерепной травмой, гипоксией (кислородным голоданием) реакция опоры и ходьбы отсутствуют.

На третьем месяце ещё больше нарастает объём активных движений, особенно в ручках, может удержать игрушку. При надавливании на ладошку, обхватывает предмет. Но этот захват носит характер безусловного рефлекса. У возбудимых детей захват сильнее, у заторможенных - слабый. Если у ребёнка была черепно-мозговая травма, гипоксия, угроза ДЦП, то может быть выражен очень сильный хватательный рефлекс, да такой силы, что ребёнка можно поднять, когда он держится за указательные пальцы кулачками. Он может сочетаться с повышенным тонусом мышц конечностей и туловища.

А теперь вспомним 3-х месячного ребёнка, который стоял, держась за кроватку. Я спросил родителей о том, как ребёнок их стоит у опоры. Они ответили, что сами его поставили, в кулачки вложили перекладину кроватки, и он сам стоит. Такой ребенок стоит благодаря сильнейшему патологическому тонусу. Он, к сожалению, не опережает своё развитие, а глубоко болен.

В течение четвёртого месяца ребёнок поворачивается на бок, лёжа на животике, опирается на предплечья, поднимает верхнюю часть туловища. Хватательный рефлекс угасает, развивается произвольный захват.

На пятом месяце ребёнок начинает совершать повороты со спинки на животик, поднимает туловище при опоре на ручки ещё выше.

На шестом месяце поворачивается с живота на спинку, лёжа на животе, может вытянуть одну ручку, опираясь на другую, переносит массу тела с руки на руку. Итогом шестого месяца является акт самостоятельного процесса сидения без опоры.

В течение 7 и 8 месяцев ребёнок начинает вставать на четвереньки, сидя манипулирует руками с игрушками. При поддержке может встать на ножки, но пока ещё не надолго.

На девятом месяце может самостоятельно встать на колени у опоры, приподнимаясь на одну ножку, встает у опоры на ноги.

На десятом месяце делает попытки стоять самостоятельно без опоры, но часто падает на попку, опять встаёт, падает и так может делать очень долго. Начинает ползать, подражает движениям взрослых, любит играть с мелкими предметами.

На одиннадцатом месяце ходит, держась за одну руку, пытается делать самостоятельные шаги, но часто падает, походка неустойчива.

На двенадцатом месяце ребёнок начинает ходить без опоры, манипулирует активно с игрушками, в ходьбе часто балансирует руками.

Прочитав всё это, Вы сами сможете ответить на вопрос вышеописанной маме 9-месячного ребёнка, что с её ребёнком что-то не то, её ребёнок имеет какую-то проблему, если он в этом возрасте не сидит. И будете правы.

В её случае это была тяжелая мышечная гипотония, развившаяся на фоне гипоксии, перенесённой ребёнком во время беременности матери, во время обезвоженного периода во время родов. Ребёнок так и не сел и в 1 год. Соседский мальчик сел в 1 год, у него угроза ДЦП.

Поэтому, дорогие родители, не смотрите на то, кто у кого когда что делает. Пользуйтесь схемой развития ребёнка, приведённой выше. Схему нормального развития придумал не я, а матушка-природа, которая наделила человека бесплатным даром свободно двигаться. Вовремя обращайте внимание на отклонение в развитии Вашего несравненного ни с кем чада и, заметив что-то неладное, сразу обращайтесь к врачу за помощью.

Статья написана для Детской городской газеты "Наш Аист"